Дата публикации: 26-04-2015

Основание под брусчатку и тротуарную плитку

Оглавление: [скрыть]
  • Устройство подложки из щебня или гравия
    • Материалы и инструменты
    • Этапы изготовления:
      • Планирование
      • Разметка и подготовка основания
      • Укладка подложки
      • Основание из песчано-гравийной смеси
      • Основание с бетонной стяжкой

В наш век высоких технологий и новых материалов брусчатка и тротуарная плитка вытесняют такие дорожные покрытия, как асфальт и железобетонные плиты.

Тротуарная плитка перед домом

Тротуарная плитка и брусчатка становятся все популярней среди владельцев частных домов и садовых участков. Чтобы тротуарное покрытие служило долго, было ровным, не проседало, необходимо уделить особое внимание подложке.

Садовые дорожки и тротуары становятся все более привлекательными, надежными и удобными в эксплуатации.

Срок их службы 25-30 лет, но это при правильной подготовке основания и грамотном мощении брусчатки.

В зависимости от предполагаемых нагрузок на будущую дорожку, выбирается тип подложки и способ ее укладки. Ведь чем лучше подготовлено основание, тем дольше вам прослужит ваше дорожное покрытие. Существует несколько видов подложек:

  • мелкий щебень или гравий;
  • песчано-гравийная смесь;
  • бетонная стяжка.

Устройство подложки из щебня или гравия

Вернуться к оглавлению

Материалы и инструменты

Для выполнения работ по подготовке основания под тротуарную плитку или брусчатку, вам понадобится следующий инструмент:

  1. Схема устройства подложки из гравия.

    Схема устройства подложки из гравия.

    Лопаты (штыковая и совковая).
  2. Деревянные или металлические колышки.
  3. Пузырьковый уровень.
  4. Длинная веревка или шнур.
  5. Поливочный шланг с распрыскивателем.
  6. Грабли.
  7. Молоток.
  8. Ручная трамбовка или виброплита.
  9. Бетоносмеситель либо емкость для замешивания песчано-цементной смеси.
  10. Рулетка (30 м).
  11. Правило.

Материалы:

  1. Гравий или щебень (фракции 5-20 мм).
  2. Песок.
  3. Цемент М 400 или М 500.
  4. Вода.
  5. Бордюр (если таковой предусмотрен по плану).
  6. Геотекстиль.
Вернуться к оглавлению

Этапы изготовления:

Вернуться к оглавлению

Планирование

На данном этапе работы вам необходимо определиться с местом для изготовления подложки под тротуарную плитку или брусчатку. Составить план-схему и подсчитать количество необходимых материалов.

Вернуться к оглавлению

Разметка и подготовка основания

  1. Перед началом работ по укладке основания проводят разметку с помощью колышков и веревки.

    Перед началом работ по укладке основания проводят разметку с помощью колышков и веревки. Некоторые предпочитают более эргономичный вариант планирования — устройство дорожек на месте уже протоптанных тропинок.

    При помощи рулетки, колышков и веревки, произвести разметку будущей тропинки (ширина которой обычно составляет от 40 до 120 см).
  2. с помощью штыковой и совковой лопаты (по разметке) снять грунт на глубину 15-20 см.
  3. убрать из грунта все корни во избежание их дальнейшего прорастания.
  4. если по краям тропинки предусмотрен бордюр, то для него выкапывается траншея с учетом его размеров.
  5. выставить бордюр на песчано-цементный раствор (в соотношении 3:1) вдоль всей дорожки по уровню, с небольшим уклоном к сточной канаве не менее 0,5 см на 1 м.
  6. оставить подсохнуть на 24 часа.
Вернуться к оглавлению

Укладка подложки

Подложка из щебня или гравия для мощения брусчатки делается в том случае, если на будущую тропинку не будет оказываться большого давления. Для садовых дорожек такое основание отлично подойдет. Делается оно следующим образом:

  • Трамбовку гравия проще всего производить с помощью виброплиты.

    Трамбовку гравия проще всего производить с помощью виброплиты. С ее управлением может справиться любой, а с развитием строительного бизнеса в некоторых регионах уже появляется возможность взять подобную технику в аренду.

    по всей поверхности подготовленного участка, ровным слоем засыпается щебень или гравий (высотой 10-15 см);
  • разравнивается граблями и хорошенько утрамбовывается виброплитой или ручной трамбовкой;
  • сверху устилается прослойка из геотекстиля. Это делается для того, чтобы обеспечить просачивание воды и в то же время не дать песку просыпаться в слой щебня;
  • далее засыпается слой песка или сухой песчано-цементной смеси, приготовленной при помощи бетоносмесителя (в соотношении 3:1) толщиной 3-5 см;
  • разравнивается граблями, а затем стягивается правилом до максимально ровной поверхности. Подложка готова. Поверх нее можно укладывать брусчатку или тротуарную плитку.
Вернуться к оглавлению

Основание из песчано-гравийной смеси

Делается такая подложка для тротуаров, подвергающихся большим нагрузкам, и с интенсивным пешеходным движением. Изготавливается она так:

  • грунт, по разметке, убирается в глубину на 25-35см;
  • далее укладывается и выравнивается слой песка, толщиной 5-7 см;
  • затем его проливают водой и трамбуют;
  • после того, как песок высох, отсыпают слой песчано-гравийной смеси (толщиной 10-15 см) и опять же хорошенько утрамбовывают;
  • последним идет слой из песчано-цементной смеси (толщиной около 10 см), его также разравнивают граблями и стягивают правилом;
  • укладывают брусчатку либо тротуарную плитку, швы просыпают той же смесью, излишки сметают, а плитку проливают водой из шланга с распрыскивателем.
Вернуться к оглавлению

Основание с бетонной стяжкой

Схема основания с бетонной стяжкой.

Схема основания с бетонной стяжкой.

Подложка с бетонной стяжкой применяется при устройстве дорог, автомобильных стоянок, больших площадей. Для ее устройства вам понадобятся дополнительные материалы:

  • доска для опалубки (толщиной 4-5 мм);
  • дорожная или арматурная сетка;
  • листы металла (толщиной 5 мм и высотой 40-50 см) для технологических швов;
  • из инструмента вам понадобится болгарка.

Делаем подложку следующим образом:

  • снять грунт, на глубину 30-40 см;
  • разровнять и засыпать щебнем толщиной 15-20 см;
  • утрамбовать виброплитой;
  • поверх щебня установить опалубку (высотой от 10 до 20 см) и уложить в нее заранее нарезанную по размерам сетку;
  • залить бетоном;
  • через каждые 3-4 метра установить на ребро листы металла для технологических швов. Они предотвратят разрушение бетона от воздействия низких температур;
  • лишний бетон стянуть правилом или виброрейкой;
  • дать бетону набрать крепость;
  • через 1-2 дня убрать листы металла из технологических швов;
  • поверх стяжки укладывается песчано-цементная смесь толщиной 2-5 см.

http://youtu.be/RS7Sl-uZs38

На готовое основание укладывается тротуарная плитка или брусчатка. Швы промазываются песчано-цементным раствором. Все слои подложки должны быть хорошо утрамбованы, так как от этого зависит то, насколько долго прослужит вам ваше дорожное покрытие.