Дата публикации: 05-05-2015

Технология укладки брусчатки

Для дорожного покрытия и покрытия садовых и парковых аллей в последнее десятилетие характерно то, что на них укладывается наиболее популярный сейчас вид покрытия – брусчатка. Особенно широкое применение она имеет в индивидуальном строительстве.

Колотая брусчатка из талькомагнезита является отличным материалом для мощения садовых дорожек.

Колотая брусчатка из талькомагнезита является отличным материалом для мощения садовых дорожек.

Красивый вид, несложная технология, по которой она укладывается, простор ухода делают этот вид покрытия востребованным повсеместно как в городской, так и в сельской местности.

Тротуарная брусчатка как вид дорожного покрытия относится к бетонным тротуарным плитам.

Тротуарная брусчатка как вид дорожного покрытия относится к бетонным тротуарным плитам.

Брусчатка – это материал для мощения, который изготавливается из натурального камня: гранита, кварцита, песчаника или из бетона. Основное ее отличие от тротуарной плитки в геометрической форме. Она представляет собой объемный прямоугольник. По методу производства бывает колотой, пилено-колотой, пиленой, галтованной.

К преимуществам брусчатки относятся:

  • высокое качество и технологичность;
  • уменьшение финансовых затрат, так как уход за ней минимальный;
  • долговечность – до 30 лет службы;
  • устойчивость к различным негативным факторам: физическим, механическим, химическим;
  • экологичность: она не нагревается на солнце и не выделяет вредных веществ в атмосферу;
  • эстетичность: применение различных пигментов придает материалу разнообразные оттенки, цвета не выгорают от времени.

Укладка данного вида покрытия требует правильного использования материалов, оборудования, соблюдения правил и инструкций по мощению дорог и дорожек, которые прописаны в технической документации.

Мощение дорожек своими руками

Геотекстиль отличается высоким модулем упругости, способен эффективно справляться с эксплуатационными нагрузками.

Геотекстиль отличается высоким модулем упругости, способен эффективно справляться с эксплуатационными нагрузками.

В технологии укладки брусчатки основное внимание уделяется уплотнению земляного кома и правильной организации дренажа:

  • при влажном грунте используется геосинтетическое полотно, которое равномерно распределяет нагрузку на грунт и сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии длительный период времени;
  • если основной компонент грунта – песок, то несущий грунт дополнительно не укладывается.
Вернуться к оглавлению

Инструменты для укладки дорожного покрытия

Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:

  • резиновый молоток и метла;
  • древесные или металлические колышки;
  • строительный уровень и рулетка;
  • щетка и деревянный брусок;
  • бадья и мастерок;
  • лопата и садовые грабли;
  • тачка и трамбовка вибрационная или ручная;
  • поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
  • шлифовальная машинка и алмазные диски для резки брусков камня;
  • рукавицы, защитные очки.
Вернуться к оглавлению

Подготовка базового основания для всех вариантов мощения

Типы виброплит одностороннего хода отличаются друг от друга размером плиты 400×400 мм, 430×450 мм, 480×485 мм, величиной силы воздействия эксцентрика (10,3- 23,5 кН), областью применения.

Типы виброплит одностороннего хода отличаются друг от друга размером плиты 400×400 мм, 430×450 мм, 480×485 мм, величиной силы воздействия эксцентрика (10,3- 23,5 кН), областью применения.

Устройство основы состоит из нескольких этапов:

  • в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
  • определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или 5 мм на 1 м поверхности;
  • по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
  • площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
  • проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
  • отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
  • отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.
Вернуться к оглавлению

Мощение дорожного покрытия на песчаном основании

Траншея, заполненная хорошо утрамбованным щебнем, тонким слоем песка и залитая бетонным раствором до уровня вбитых в фундамент колышков.

Траншея, заполненная хорошо утрамбованным щебнем, тонким слоем песка и залитая бетонным раствором до уровня вбитых в фундамент колышков.

Устройство мостовой из брусчатки на песчаное основание имеет следующие этапы:

  • на подготовленную поверхность укладывается геополотно и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
  • подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
  • полить песчаное основание водой из шланга или лейки;
  • утрамбовать его виброплитой;
  • закрепить шнур под высоту бордюра;
  • устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
  • бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
  • по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
  • зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
  • мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись.
Вернуться к оглавлению

Мощение дорожек на основании из щебня

Сделайте твердое основание из крупного дробленого камня. Для обычной садовой дорожки достаточно слоя толщиной 5 см, а для подъездного пути потребуется слой в 10 см.

Сделайте твердое основание из крупного дробленого камня. Для обычной садовой дорожки достаточно слоя толщиной 5 см, а для подъездного пути потребуется слой в 10 см.

Укладка брусчатки на щебеночное основание включает в себя такие работы:

  • на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка из синтетики;
  • насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
  • щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
  • проводится утрамбовка щебня;
  • подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
  • бордюры закрепляются цементным раствором;
  • насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
  • при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
  • дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
  • после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.
Вернуться к оглавлению

Процесс мощения на бетонное основание

Укладка натурального камня, тротуарной плитки с бетонным основанием (пешеходные дорожки и площадки).

Укладка натурального камня, тротуарной плитки с бетонным основанием (пешеходные дорожки и площадки).

Технология укладки брусков из камня похожа на устройство дорожек с песчаным основанием и основанием из щебня.

Процесс укладки состоит из следующих этапов:

  • на подготовленное основание насыпается щебень слоем 10-20 мм;
  • проводится уплотнение щебня виброплитой;
  • устанавливается опалубка из досок и кольев, толщина досок должна быть не менее 40 см, колья устанавливаются на расстоянии 60-100 см один от другого;
  • выкладывается бетон слоем от 5 до 15 см, если площадь покрытия большая, то предусматривается установка температурных швов толщиной 0,5 см, через каждые 3 м;
  • при применении армирования бетонной смеси бетон укладывается слоем 3 см, производится укладка дорожной сетки и заливка ее бетоном до необходимого уровня;
  • формируется и проверяется устройство уклонов и уровней основания;
  • заполняются температурные швы эластичным наполнителем, дальше швы затираются специальной затиркой;
  • подготавливается траншея под бордюры, в нее засыпается щебень и под каждый бордюр выкладывается бетонная смесь слоем 1.5 см, этой же смесью бордюры закрепляются;
  • засыпается цементно-песочная смесь слоем в 3 см, на которую выкладываются бруски дорожного покрытия;
  • дорожка поливается водой из шланга с душевым устройством, после высыхания брусчатки швы заполняются сухой смесью, поверхность снова поливают водой, в этот раз из лейки, после высыхания поверхности дорожку посыпают смесью для заполнения швов;
  • дорожка повторно поливается из лейки, необходимо следить за напором воды, чтобы не вымылась смесь из швов.

Устройство дорожного покрытия из брусков камня часто требует подрезки бруска, эта операция выполняется с помощью «болгарки» и алмазных кругов, разметка наносится строительным карандашом.

Уложенная вышеперечисленными способами брусчатка служит долго и является украшением дворов, площадей, дорожек.