Технология укладки брусчатки
Для дорожного покрытия и покрытия садовых и парковых аллей в последнее десятилетие характерно то, что на них укладывается наиболее популярный сейчас вид покрытия – брусчатка. Особенно широкое применение она имеет в индивидуальном строительстве.
Красивый вид, несложная технология, по которой она укладывается, простор ухода делают этот вид покрытия востребованным повсеместно как в городской, так и в сельской местности.
Брусчатка – это материал для мощения, который изготавливается из натурального камня: гранита, кварцита, песчаника или из бетона. Основное ее отличие от тротуарной плитки в геометрической форме. Она представляет собой объемный прямоугольник. По методу производства бывает колотой, пилено-колотой, пиленой, галтованной.
К преимуществам брусчатки относятся:
- высокое качество и технологичность;
- уменьшение финансовых затрат, так как уход за ней минимальный;
- долговечность – до 30 лет службы;
- устойчивость к различным негативным факторам: физическим, механическим, химическим;
- экологичность: она не нагревается на солнце и не выделяет вредных веществ в атмосферу;
- эстетичность: применение различных пигментов придает материалу разнообразные оттенки, цвета не выгорают от времени.
Укладка данного вида покрытия требует правильного использования материалов, оборудования, соблюдения правил и инструкций по мощению дорог и дорожек, которые прописаны в технической документации.
Мощение дорожек своими руками
В технологии укладки брусчатки основное внимание уделяется уплотнению земляного кома и правильной организации дренажа:
- при влажном грунте используется геосинтетическое полотно, которое равномерно распределяет нагрузку на грунт и сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии длительный период времени;
- если основной компонент грунта – песок, то несущий грунт дополнительно не укладывается.
Инструменты для укладки дорожного покрытия
Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:
- резиновый молоток и метла;
- древесные или металлические колышки;
- строительный уровень и рулетка;
- щетка и деревянный брусок;
- бадья и мастерок;
- лопата и садовые грабли;
- тачка и трамбовка вибрационная или ручная;
- поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
- шлифовальная машинка и алмазные диски для резки брусков камня;
- рукавицы, защитные очки.
Подготовка базового основания для всех вариантов мощения
Устройство основы состоит из нескольких этапов:
- в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
- определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или 5 мм на 1 м поверхности;
- по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
- площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
- проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
- отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
- отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.
Мощение дорожного покрытия на песчаном основании
Устройство мостовой из брусчатки на песчаное основание имеет следующие этапы:
- на подготовленную поверхность укладывается геополотно и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
- подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
- полить песчаное основание водой из шланга или лейки;
- утрамбовать его виброплитой;
- закрепить шнур под высоту бордюра;
- устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
- бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
- по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
- зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
- мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись.
Мощение дорожек на основании из щебня
Укладка брусчатки на щебеночное основание включает в себя такие работы:
- на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка из синтетики;
- насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
- щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
- проводится утрамбовка щебня;
- подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
- бордюры закрепляются цементным раствором;
- насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
- при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
- дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
- после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.
Процесс мощения на бетонное основание
Технология укладки брусков из камня похожа на устройство дорожек с песчаным основанием и основанием из щебня.
Процесс укладки состоит из следующих этапов:
- на подготовленное основание насыпается щебень слоем 10-20 мм;
- проводится уплотнение щебня виброплитой;
- устанавливается опалубка из досок и кольев, толщина досок должна быть не менее 40 см, колья устанавливаются на расстоянии 60-100 см один от другого;
- выкладывается бетон слоем от 5 до 15 см, если площадь покрытия большая, то предусматривается установка температурных швов толщиной 0,5 см, через каждые 3 м;
- при применении армирования бетонной смеси бетон укладывается слоем 3 см, производится укладка дорожной сетки и заливка ее бетоном до необходимого уровня;
- формируется и проверяется устройство уклонов и уровней основания;
- заполняются температурные швы эластичным наполнителем, дальше швы затираются специальной затиркой;
- подготавливается траншея под бордюры, в нее засыпается щебень и под каждый бордюр выкладывается бетонная смесь слоем 1.5 см, этой же смесью бордюры закрепляются;
- засыпается цементно-песочная смесь слоем в 3 см, на которую выкладываются бруски дорожного покрытия;
- дорожка поливается водой из шланга с душевым устройством, после высыхания брусчатки швы заполняются сухой смесью, поверхность снова поливают водой, в этот раз из лейки, после высыхания поверхности дорожку посыпают смесью для заполнения швов;
- дорожка повторно поливается из лейки, необходимо следить за напором воды, чтобы не вымылась смесь из швов.
Устройство дорожного покрытия из брусков камня часто требует подрезки бруска, эта операция выполняется с помощью «болгарки» и алмазных кругов, разметка наносится строительным карандашом.
Уложенная вышеперечисленными способами брусчатка служит долго и является украшением дворов, площадей, дорожек.