Самостоятельное устройство тротуарных дорожек
Желание жить в гармоничных условиях удивительным образом заложено в каждом человеке, поэтому владельцам частных домов, дач или участков хочется облагородить свою территорию удобными и красивыми дорожками. Неискушенные собственники редко идут дальше асфальтирования, хотя в последнее время стало распространенным мощение тротуарной плиткой. А те люди, которые хотят добиться эксклюзивного результата и желают необычного оформления, зачастую не могут найти мастеров, способных выполнить неординарную работу. Но находятся смельчаки и берутся за устройство тротуарных дорожек своими руками.
Умудренные жизненным опытом люди, прежде чем взяться за выполнение незнакомой работы своими руками, внимательно изучают природу материалов, с которыми предстоит иметь дело, иначе, при недостаточном понимании дела, неизбежно столкнутся с ненужными потерями и травмами.
Чтобы избежать убытков, возникающих при неопытном подходе к исполнению своими руками специфических работ, необходимо взвесить не только расход материалов, но и требуемую затрату времени с энергией.
Профессиональный секрет в том, что обработка разных материалов отличается друг от друга, по этой причине подход к работе тоже разный. Для примера, тротуарная плитка производится таким образом, чтобы в условиях перемены температуры и влажности сохранять заданную ровность поверхности.
Асфальт по технологии не должен впитывать в себя влагу, иначе во время мороза накопившаяся в микротрещинах вода будет разрывать структуру, что приведет к разрушению асфальтового покрытия. Бетонные дорожки по этой же причине служат непродолжительное время, если исполнители не заложат технологические разрывы и температурные швы.
Виды тротуарного покрытия
В силу малой нагрузки на тротуарную дорожку нет необходимости создавать чрезмерно крепкое основание. Материалы для дорожек не требуют непомерной крепости. Исходя из этих требований, в настоящее время известны такие виды тротуарного покрытия, как:
- афальтирование;
- тротуарная плитка;
- природный камень;
- деревянные бляхи.
Для каждого вида дорожки применяется особая технология, непохожая на другие, но есть нечто, одинаково нужное для всех видов тротуарного покрытия. Это основание, на которое укладывается верхний слой. Дело в том, что если делать своими руками без грамотного основания, то поверхность неправильно “дышит” и со временем разрушает саму себя. Тогда вместо ровной дорожки получается кочка с ямкой на каждом квадратном метре – это в лучшем случае. По этой причине необходимо соблюдать технические нормы для устройства основания, и тогда дорожка прослужит долгие годы, доставляя радость и комфорт.
Основание не требует особого мастерства, но остается привередливым к старанию и прилежности исполнителя.
Для того чтобы подготовить основание своими руками, необходимо по ширине дорожки и на всю длину выбрать грунт на глубину 12-15 см. При этом важно соблюдать ровность глубины на всей площади производимой работы. После устранения грунта необходимо сразу утрамбовать дно основания толстым и весомым пнем. Для удобства можно приделать рукоятки с двух сторон пня и делать эту работу вдвоем с помощником. Если помощника нет, то можно взять пень по своим силам.
Далее в слой 5-6 см укладывается сухая смесь из песка с цементом, которые перемешиваются до полной равномерности. Соотношение материалов берется из расчета 1 часть цемента на 7 частей песка. Однако если в наличии имеется каменный отсев с мелкой фракцией, то лучше использовать его вместо песка. Заливать водой не требуется, но утрамбовать нужно таким же образом, как и дно, используя трамбовочный пень.
Далее на подготовленное основание укладывается само тротуарное покрытие. Ниже рассмотрим технологии, перечисленные в списке вариантов покрытия для исполнения своими руками.
Асфальтирование своими руками
Производится из горячего асфальта до того, как смола начнет застывать. Асфальт ложится на подушку из каменного щебня, которая для дорожек может делаться толщиной 2-3 см. Для тротуара достаточно асфальтового слоя в 5 см толщины. Важно отметить, что для дорожек лучше использовать асфальт средней фракции, что поверхность получилась шероховатая. На такой поверхности вероятность подскользнуться очень низкая.
Во время укладки асфальт равномерно распределяется по дорожке и выравнивается “движками”. “Движок” – это дорожная швабра, предназначенная для плавного выравнивания асфальта без поломок. После получения ровной поверхности асфальт прикатывается ручным катком. Чем плотнее и качественнее будет прикатан горячий асфальт, тем меньше вероятности появления воды в микротрещинах.
При асфальтировании дорожек боковые бордюры желательно установить на требуемую высоту до укладки асфальтового слоя. Следует учитывать направление водяных потоков и в случае необходимости предусмотреть сливные прорези в бордюрах там, где может скапливаться вода во время дождей. Правильно сделанные бордюры имеют фаску сверху, с одной стороны высотой от 3 см. Этой фаской бордюр устанавливается в сторону тротуара.
Укладка тротуарной плитки своими руками
Подготовка основания под тротуарную плитку отличается от асфальтирования. Для плитки не требуется щебеночная подушка, поэтому утрамбованный слой сухой смеси оставляет не более 2-х см под окончательную укладку. Если оставить больше, то со временем целостность поверхности нарушится, появятся провалы, в которых всегда будет скапливаться вода. Структура песка не позволяет спрессоваться более двух сантиметров.
Боковые бордюры, подпирающие плитку по краям дорожки, рекомендуется установить перед укладкой плитки. Рекомендуется создавать такую ширину дорожки, чтобы не возникало лишних расходов материала. Тротуарная плитка производится по принципу пазлов (мозаики), и лучший вариант, когда крайнюю плитку нужно пилить ровно наполовину. В этом случае отходы сводятся к минимуму.
Для самостоятельной работы потребуются следующие инструменты: резиновая киянка весом 800 г, строительный уровень длиной 1 м, строительный шнур, мастерок, ведро, строительные перчатки.
Порядок работы такой: по краям будущей дорожки столбиками раскладывается тротуарная плитка, из расчета “количество на квадратный м”, чтобы в ходе работы не переключаться на доставку материала к месту укладки.
Когда все подготовлено, начинается укладка плитки. Основной ряд следует соблюдать относительно бордюра, то есть вдоль дорожки. Насыпается нужный слой песка, выравнивается мастерком и на него кладется плитка, которую вбивают резиновой киянкой в песочную подложку до нужной высоты. Важно следить по уровню за стыками, чтобы не оставалось приподнятых краев плитки, о которые может зацепиться нога.
После того как вся плитка уложена, температурные швы желательно засыпать мелким песком.
Тротуарные покрытия из деревянных блях производятся по этой же технологии, с единственной разницей: прежде чем укладывать бляхи, их нужно обработать дегтем с нижней стороны.
Также эта технология применима для устройства дорожек из каменной брусчатки и булыжника (категория “природный камень”).
Природный камень
Для устройства дорожек берется плитняк-сланец (от 12 до 50 мм). Камень можно обрабатывать по краям, придавая правильную геометрическую форму, либо подбирать по стыкам, чтобы максимально закрыть поверхность.
Плитняк плохо держится на сухой смеси и на песке, поэтому его крепят песчано-цементным раствором. Причем держится такой камень не за счет опорного слоя, а за счет раствора в швах. Причина такого эффекта – разные поверхностные натяжения у камня и цемента.
В случае когда укладывается плитняк с обрезанными краями, то соблюдается единая толщина шва, в идеале 5-8 мм. А когда плитняк подгоняется без обрезки, то толщина швов может “гулять” от 0 до 2 см.
По краям дорожка из плитняка не подпирается бордюрами, нужно делать своими руками бетонные откосы заподлицо с краем. После того как тротуарные края дорожки укреплены, до самого камня можно подсыпать плодородный грунт или мульчу, в зависимости от ландшафтного оформления.
Инструменты для устройства дорожек из плитняка требуются следующие:
- углошлифовальная машина с отрезным диском по камню (болгарка)
- резиновая киянка весом 300 г
- молоток каменщика
- кувалда 500 г
- мастерок строительный
- кисточка малярная 25 мм шириной
- проволока медная 1-2 мм толщиной
- окаренок для цементного раствора шириной не больше ширины дорожки
- лопата совковая
- мастерок строительный
- закольники каменотесов (если можно найти, но не обязательно)
Технология укладки плитняка
После подготовки основания желательно делать стопки плитняка вдоль дорожки. Далее, по краям дорожки вбиваются колышки строительные и на намеченном уровне натягиваются строительные нитки, чтобы видеть ориентир. Если этого не сделать, то поверхность получится неровная.
Раствор нужно делать средней густоты, с пропорциями 1 часть цемента марки М400 на 4 части песка.
Укладка плитняка начинается от стыка с основной площадкой. Берется готовый цементно-песчаный раствор, мастерком укладывается на обозначенную поверхность в заданную толщину и на него аккуратно устанавливается каменная плаха. Во избежание провала плитняка в раствор можно предварительно делать из щепок ограничители высоты. В таком случае плаха не провалится ниже ограничителя. Между каменными плахами можно делать расшивку из прутков железа толщиной 8-10 мм.
Таким образом, ряд за рядом, укладываются основные большие плахи, с наиболее возможным заполнением пространства. Те места, которые не удалось заполнить, закрываются специально вырезанными фрагментами плитняка. Именно для этого и нужна медная проволока. Этой проволокой можно делать контур незакрытой поверхности и наносить мелом на подходящий камень, а затем обрезать болгаркой.
Отличительной особенностью качественного труда считается отсутствие цементного раствора на природном камне, в том числе и на стыках. Чем меньше виден цемент, тем качественнее считается работа.
Как таковой информации по работе с природным камнем нет в отечественной литературе. Поэтому весь опыт приходится перенимать у мастеров либо приобретать собственный.